Цель:

Интеллектуальное развитие ребенка на основе речевой деятельности.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать воображение творческое мышление, внимание, память;
  • Формировать мыслительные операции анализа и синтеза звукового состава слов;
  • Развивать внутреннюю свободу, активность, общительность.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим;
  • Самостоятельность;
  • Культуру общения, вежливость, выдержку;
  • Обеспечить атмосферу психологического комфорта.

Образовательные:

  • Расширять кругозор;
  • Формировать лингвистические понятия.

Практические:

  • Развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения, знакомить с механизмом артикуляции;
  • Развивать монологическую, диалогическую речь;
  • Познакомить с понятиями: «звук», «слово», «предложение», «текст»;
  • Активизировать и расширять словарный запас, дать представление о культуре родной речи.

Формы, методы работы с детьми.

Занятия:

  • Фронтальные
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные.

Методы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Игровой.

График работы логопеда

Понедельник - 14.00 – 18.00

Вторник – 9.00 – 13.00.

Среда

  • 1 и 3 неделя – 9.00 – 13.00
  • 2 и 4 неделя – 14.00 - 18.00
  • 17.00 – 18.00 – консультации для родителей.

Четверг – 14.00 – 18.00

Пятница – 9.00 – 13.00


Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома:

  • Пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из – под «киндер – сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

  • рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
  • придумывайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;
  • выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

  • ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [Л], а если ее вот так соединить – получится [О]»).
  • узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [Т], а эта черника на [О]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.


Игры на кухне.

Не секрет, что значительную часть времени Вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, Вы заняты приготовлением ужина, а Ваш малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет Вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

  • Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
  • Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
  • Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
  • Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.
  • Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).
  • Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
  • Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
  • Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.
  • Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
    • Кар – р – р –тофель или капусту?
    • Ар – р – р – буз или дыню?
    • Пер – р – р – сики или бананы?
    • Лук или огур – р – р – цы?
    • Помидор – р – р – ры или баклажаны?

  • Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
  • Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
  • Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
    • какими словами, красками можно описать время года;
    • назови слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова;
    • расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
  • Играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагаем закончить предложение:
    • Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что…
    • Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что …
    • Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что …
    • Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что …;
  • Играйте в игру «Хорошо – плохо».
    • Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
    • Что хорошего в болезни, а что плохого?
    • Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
  • Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.
  • Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка-точка-кочка…
  • Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
  • Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут…елке.)
  • Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
  • Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните!

Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».


  • Покажите ребенка врачам – специалистам (по рекомендации ПМПК).
  • Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
  • Не принуждайте к выполнению домашнего задания.
  • Не давайте на одном занятии более 2 – 3 упражнений.
  • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
  • Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  • Согласовывайте с учителем – логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи.
  • Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  • Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Памятка для родителей

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

  • Наберитесь терпения и выдержки!
  • Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – трудная работа для ребенка.
  • Никогда не укоряйте его при неудачах.

Запомните:

похвала и поощрение придадут ребенку уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

В комплекс занятий по развитию речи должны входить домашние задания, перечисленные ниже:

  1. Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5 – 7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
  2. Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.
  3. Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.
  4. Каждое упражнение повторяйте 3 – 4 раза.
  5. Упражнение выполняйте поэтапно: улыбаемся, показываем зубы, приоткрываем рот, поднимаем кончик языка за верхние зубы, произносим звук.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

  • Для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;
  • Родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
  • Необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;
  • Ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук.

  • Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.).
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.
  • Пальчиковый театр.
  • Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.

Дети 3 – 7 лет для развития ручной умелости должны:

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Запускать пальцами мелкие «волчки».
  • Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки.
  • Сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»).
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Собирать все пальцы в щепотку.
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Завязывать узелки на шнурке, веревке.
  • Застегивать (расстегивать) пуговицы.
  • Играть с конструктором, мозаикой.
  • Складывать матрешки.
  • Рисовать в воздухе.
  • Мять руками поролоновые шарики, губки.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Резать (вырезать) ножницами.
  • Плести из бумаги коврики, корзинки, косички.
  • Шить, вышивать, вязать.
  • Выполнять аппликации.

  • Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.
  • Преимущественное владение рукой зависит не от «Хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую руку», но и некоторые особенности организации высших психических функций.
  • Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.
  • Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).
  • Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
  • Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
  • Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
  • В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период – 11 – 12 лет).
  • Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются их запомнить. Подбор стихотворений осуществляется с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с общим недоразвитием речи:

  1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано взрослым.
  2. Далее взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить его основную мысль.
  3. После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку не понятны и в доступной форме объясняет их значение.
  4. После чего взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок проговаривает ее.
  5. При заучивании стихотворений необходимо следить за правильным звукопроизношением. В этом случае взрослый просит ребенка назвать те слова стихотворения, в которых встречается поставленный и автоматизируемый (закрепляемый) звук. В случае неправильного произнесения звука, взрослый просит повторить слово еще раз.
  6. Затем необходимо проговорить полностью стихотворение. При этом следить за правильным звукопроизношением, интонацией, паузацией.
  7. Стихотворение должно читаться в нормальном темпе, достаточно выразительно, четко.

В целях лучшего запоминания стихотворений можно предложить нарисовать картинку к каждой строчке. Используя этот прием, ребенок без труда запомнит стихотворение. А также весь процесс разучивания будет проходить в игровой, интересной для ребенка форме.